Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Роль, значение и особенности домашнего хозяйства и семьи в рыночной экономике

25.09.2018

Функционирование экономики обеспечивается целесообразной деятельностью субъектов, участвующих в экономическом процессе. Современное производство, в основном, можно отнести к групповому производству, где экономические субъекты, участвующие в нем, выступают в форме: фирмы (предприятия, организации), государства и домохозяйства. Домохозяйство – это экономический агент, в основном функционирующий в сфере потребления и состоящий как из нескольких, так и из одного человека. Именно ради удовлетворения потребностей подобного агента, функционируют остальные экономические субъекты. С точки зрения развития экономики, домохозяйство обеспечивает, прежде всего, воспроизводство основного фактора производства – рабочей силы или человеческого капитала, и в то же время является собственником и поставщиком факторов производства на рынок ресурсов, так как в рыночной экономике частная собственность является доминирующей.

Семья также является основой экономической жизни, и все решения, принимаемые в семье, преследуют цель максимального удовлетворения личных потребностей и не зависят от интересов других экономических субъектов. Семья – это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта определенная группа людей, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом. Отсюда под семьей понимается группа, объединяемая общностью семейно-родственных связей, которая не обязательно проживает под одной крышей и имеет общий бюджет. В реальной жизни имеют место также семьи-одиночки, состоящие из одиноких (холостых) мужчин или женщин, самостоятельно, обособленно ведущих домашнее хозяйство. Деятельность семьи включает множество измерений: биологическое, демографическое, психологическое и др., тогда как деятельность домашнего хозяйства является «проекцией» семьи на одну из сфер деятельности – экономическую.

Семья является главной силой в производстве и распределении товаров и услуг, особенно она важна в производстве, в уходе за детьми и их воспитании, в производстве пищи, защите от болезней и других рисков, выступает гарантом репутации ее членов. Более того, родители часто проявляют самопожертвование ради детей и друг друга, что свидетельствует о героической натуре мужчин и женщин. Сегодня семью принято считать фундаментом, на котором основан общественный порядок или выстраиваются «скрепы» современного цивилизационного, демократического сообщества. Может быть, это звучит банально, но демократия создается в семье, в личных отношениях людей, в родной деревне или городе, по месту работы или службы посредством того, как мы относимся к посаженному дереву, цветущему цветку, к женщине, к матери, сестре и брату, к двери подъезда своего дома, ко всему, что происходит вокруг тебя и тогда, когда добро и заботу ты творишь каждый день.

Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно – домашнее хозяйство, не только как важного потребителя, но и как производителя, как своеобразную «фирму», которая потребляет ресурсы, включая труд внутри семьи и товары на рынке, несет определенные издержки, что в основном и определяет экономическое поведение семьи.

Традиционно семья начинается с брака, который с экономической точки зрения совершается на «рынке», на котором и происходит «предназначение» мужчин и женщин друг другу или оставляет их одинокими до появления лучших возможностей. В современном мире браки заключаются не на небесах, а на земле, и существенное влияние на них оказывают те общественно-экономические процессы, которые обуславливают развитие общества. Экономическая природа брака, с теоретической точки зрения – это оптимальное предназначение на эффективном рынке участников, максимизирующих свою полезность и имеет следствие то, что людям, не предназначенным друг для друга, не будет лучше, если они поженятся. Женитьба – это главная «сделка» между прошлым и будущим в жизни человека. Безусловно, что на «рынке», где совершается брак, действуют законы спроса и предложения, и этот «рынок» является несовершенным, так как количество женщин в большинстве своем превышает количество мужчин. В частности, превышение численности женщин над мужчинами в ПМР составляет более 40 тысяч, поэтому и закономерными является слова из песни: «Я его слепила из того, что было, а то, что получилось, то и полюбила».

Теория предназначения на эффективных рынках объясняет позитивные подходящие подборы сопутственностью или «супердополнительностью» в домашнем хозяйстве между свойствами мужей и жён. Эффективное предназначение также частично объясняет взаимный альтруизм жён и мужей, так как «влюбленные» люди женятся, вероятно, потому, что на обособленном уровне формального анализа, любовь можно считать одним из источников «сопутственности». Поэтому, как правило, во всех обществах супруги имеют тенденцию происходить из семей одинакового уровня, религии и подбираются по сходству образования, роста, возраста и многих других переменных.

Брак можно определить по-разному. В западной экономической литературе брак иногда рассматривают, как принудительно-правовой контракт между мужчиной и женщиной, в котором каждая сторона явно или косвенно берет определенные обязательства в рамках семьи, признавая определенные права и привилегии друг друга, соглашаясь с правилами принятия решений, закрепленными в контракте. Таким образом, клятвенные заверения в процессе свиданий формализуются в виде конкретных обязательств в устной или письменной форме. В целом, процесс свиданий выявляет разногласия или возможности, которые могут сопутствовать и не сопутствовать браку, позволяет определить ценности и полезности, выработать такие правила, в соответствии с которыми обе стороны согласны жить, будут сотрудничать, зная поведение друг друга, что и позволит исключить оппортунистическое поведение. Оппортунистическое поведение – поведение, нацеленное на преобладание собственного интереса в ущерб другому лицу и не ограниченное соображениями морали, т.е. связанное с использованием хитрости и коварства.

Поведение людей в браке является рациональным – это означает, что, выбирая супруга или супругу, оба пола максимизируют свою полезность. При этом, взвешивая все за и против, индивид должен считаться с несколькими важными соображениями относительно издержек брака. Самым главным для многих является потеря независимости, так как издержки женитьбы на одном частном лице можно рассматривать, как утрату возможности жениться на ком-либо другом, кто мог бы быть желаемой парой, но не встретился вовремя. Кроме того, люди никогда не бывают полностью свободны, а свобода одних заканчивается там, где начинается свобода других. Отсюда, люди должны учитывать влияние своих действий на других. В семье эффект от действий индивидов является более прямым и значительным. Поэтому в семье каждый индивид должен ограничивать собственное поведение в большей степени, чем в том случае, когда индивид живет отдельно. В семейных отношениях возрастает цена принятия решений, так как во многих семьях решения принимаются демократически, коллективно, и это происходит потому, что согласия труднее достичь при большем числе участников, но они, таким образом, становятся более взвешенными и рациональными. Но с другой стороны, в случае покупки какой-то дорогой вещи, женатый человек должен считаться не только со своими предпочтениями, но и с желанием своей супруги. В результате, процесс покупки может быть более длительным и дорогостоящим. Из-за этих издержек супруги часто соглашаются на принятие большинства решений административно, одной стороной. К примеру, одному дается право принимать решение о приготовлении семейного обеда без консультаций с другими членами семьи, а другой может решать вопросы по ассортименту и технологии возделывания овощей на приусадебном участке. Разделение власти в принятии решений внутри семьи делают ее экономику более эффективной. Такая специализация в семье возникает под воздействием закона общественного разделения труда. При этом необходимо подчеркнуть, что семья вовлечена в производство товаров и услуг – общественных благ, распределяемых между всеми членами семьи, которые становятся доступными в одинаковом количестве и качестве всем. Общественные блага – блага, для которых отсутствуют как исключительность доступа, так и конкурентность при потреблении. Но вместе с тем, общие товары могут не соответствовать вкусам одного из членов семьи, но при этом, эти товары большинство согласны купить. В таком случае, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющим его предпочтения. Данный тип издержек встречается не только потому, что блага потребляются, покупаются или производятся семьей – это применимо и к отношениям с другими людьми. В частности, оба супруга могут решить общаться с определенными людьми не потому, что они более подходят с точки зрения желаемых качеств у друзей, а потому, что избранные друзья представляют компромисс для обоих. Из этого не следует, что каждый не будет иметь своих друзей, просто они договорятся об общих друзьях. Но насколько часто они будут встречаться с общими друзьями, настолько меньшим временем будут располагать для общения с индивидуальными друзьями, и здесь проявляется действие закона возрастающих альтернативных издержек.

Кроме этого, в семейных отношениях действует и закон убывающей предельной полезности (закон насыщения потребностей).  Он гласит, что, если некоторое удовольствие испытывается человеком постоянно, то его интенсивность, высокая с начала потребления, в дальнейшем снижается, и со временем, становится нулевой, т.е. каждая порция (единица) последующего блага менее полезна, чем предыдущая. И, с другой стороны, степень интенсивности повторяющего испытываемого человеком удовольствия и его продолжительность уменьшается с такой же скоростью, с такой происходит повторение. Отсюда, по-видимому, закономерным является высказывание, что «женщина должна быть не до конца прочитанной книгой». Однако, как и всякая закономерность, относящаяся к социальным явлениям, в которых главными субъектами являются люди – эта закономерность, проявляет себя неоднозначно.

Согласно марксистской теории, издержки в семье, как в основном потребительском звене экономической системы, можно охарактеризовать, как издержки потребления, то есть затраты в сфере потребления. Эти затраты могут быть производительного характера (приготовление пищи, шитье одежды, ремонт жилья и т.д.), поэтому они по сути своей являются издержками производства в сфере потребления. Кроме чистых издержек потребления при пользовании жильем, одеждой и т.п., семья осуществляет затраты на покупку товаров и услуг, которые по существу являются издержками обращения в сфере потребления. Отсюда издержки в экономике семьи многообразны не только по видам, но и по экономическому содержанию и на них оказывают определенное влияние экономические законы.

Но наряду с издержками, которые сопутствуют семейным отношениям, брак предполагает и получение соответствующих выгод. Эти выгоды семьи вытекают, главным образом, из ее способности производить желаемые товары и услуги, невозможные во внебрачной ситуации. Этот перечень может включать детей (по крайней мере, законнорождённых), престиж и статус, который может влиять на занятость и круг друзей, всегда доступный семейный секс и семейную жизнь в целом.

Семья в экономическом смысле является инвестиционным проектом, в котором муж и жена заинтересованы инвестировать свое время и другие ресурсы в развитие семейных активов и строительство крепких семейных отношений, цементирующим звеном которых, как правило, являются дети. С экономической точки зрения, дети являются одновременно объектом инвестиции и источником потребления. Ведь родители, имеющие детей, получают в их лице хорошую компанию, предоставляющую выгоды, отличные от выгод, получаемых от других товаров – таких, как новый автомобиль или хороший мартини. С детьми можно общаться, гулять, они могут быть партнерами в настольном или большом теннисе или игре в шашки. Их существование дает родителям некоторую надежду не остаться одинокими в старости. Дети могут доставлять своим родным удовольствие чувствами уважения и обогащение («мой дедуля, моя бабуля» – разве это не радует, не делает человека внутренне богаче). Во всех этих отношениях дети в определенном смысле являются «потребительскими благами». С другой стороны, это и средство обеспечения родителей в старости, когда человек не может получать доходы, а общество не в состоянии обеспечить его безбедную старость. Этот вид организации домашнего самострахования не исчез до конца даже в развитых странах. Хотя в современных рыночных отношениях теряются родовые связи, утрачен авторитет большой семьи, объединявший близких родственников, и начинают преобладать эгоистические начала, такие, как «Фрате, фрате, брынза ля ку бань», или «Брат мой, ешь хлеб свой», отсюда, домашнее самострахование все в большей мере становится иллюзорным. Безусловно, что сегодня люди в развитых странах с рыночной системой экономических отношений больше полагаются на наличие финансово обоснованных пенсионных доходов в старости или на иные доходы, что снижает ответственность детей за пенсионную поддержку родителей. С другой стороны – это снижает потребность в детях, что является, по-видимому, одной из причин снижения рождаемости в развитых странах. Ведь в современном мире, при ежегодном приросте населения 80-85 млн человек, на развивающиеся страны приходится 2/3 частей этого прироста, и только 1/3 часть – на развитые государства.

К сожалению, в современном обществе обязанность заботиться о старых родителях все в большей степени снижается, и старики живут одни или в домах престарелых. Кроме этого, сужаются родственные связи, современная семья все в большей степени становится атомарной (нуклеарной), где двоюродные братья едва знают друг друга. Поэтому в современных отношениях актуализировались некоторые крылатые народные высказывания, что: «как нищета, так и богатство – проверка для родства и братства» или «друг познается в беде, герой – в битве, честный – в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах».

Кроме инвестиционных возможностей в производстве «человеческого капитала» семья, функционирующая, как отдельное домашнее хозяйство с участием более одного индивида, может производить товары и услуги гораздо эффективнее, чем несколько домохозяйств с одним индивидом. Это происходит благодаря экономическому закону экономии за счет масштабов производства. Помимо этого, многие товары и услуги для членов семьи в доме являются общественными благами, которые приносят пользу всем и не уменьшаются количественно и качественно при добавлении дополнительных потребителей (детей). Отсюда у людей, живущих под одной крышей, нет необходимости производить общие блага каждому для себя, поэтому есть возможность улучшить качество имеющихся благ или направить ресурсы на другие цели. В целом, ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи, где производятся услуги и продукция, предназначенная для удовлетворения семьи, и имеется коммунальная собственность. Коммунальная собственность – режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей (семья).

В домашнем хозяйстве поглощается значительная часть бюджета – времени семьи. Работы в домашнем хозяйстве, значительная доля которых осуществляется женщинами, весьма трудоемки, требуют немалых физических усилий. Согласно специальным исследованиям, развешивание белья требует больших затрат, чем равная по времени работа на тракторе, мытьё окон – больше, чем вождение такси, а при глажке белья в течение часа расходуется столько калорий, сколько их расходует за такой же период каменщик.

Особой сферой производственного труда в семье, поглощающей значительную часть бюджета – времени, является приготовление пищи. Согласно проведенным в России исследованиям, в течение недели на обеспечение домашнего питания (покупка продуктов, приготовление пищи, мытьё посуды) у мужчин уходит 5 часов 7 минут, а у женщин – 16 часов и 22 минуты, то есть, женщины в течение недели тратят в 3 раза больше своего времени только на этот вид деятельности, по сравнению с мужчинами. Все это предопределяет важное значение развития сферы бытовых услуг и механизации ведения домашнего хозяйства, а также необходимости сбалансированного распределения обязанностей между супругами, ведущими совместную семейную жизнь, в соответствии с законом общественного разделения труда. С учетом этого закона, эффективность ведения домашнего хозяйства может быть выше при соответствующей специализации и кооперации, свободном обмене благами между партнерами. При этом стороны могут использовать преимущества своей сравнительной эффективной производительности в уборке дома или приготовлении пищи, то есть, если супруги будут специализироваться на различных видах семейного труда и свободно обмениваться произведенными благами, то это будет приводить к минимизации издержек в производстве благ и экономии времени, которое можно использовать на общение, любовь, отдых и т.п.

Обязанности, как правило, делегируются членам семьи, и благополучие каждого в семье зависит от выполнения этих обязанностей. Поэтому благосостояние семьи уменьшится, если один из членов семьи будет увиливать от своих обязанностей, так как отлынивание от обязанностей по дому причиняет ущерб другим, но любящий человек менее склонен увиливать, чем тот, кто не любит. Отсюда человек, если у него есть возможность выбора, естественно, хотел бы вступить в брак с тем, кто его любит, и, естественно, кого он любит. Если нет любви, то, в таком случае, человек склонен скорее отлынивать от семейных обязанностей (в прямом и переносном смысле), что, в свою очередь, отвлекает семейные ресурсы на «надзор» за членами семьи. И здесь любовь также приобретает экономический смысл, который проявляется в минимизации издержек контроля за счет механизма самопринуждения.

Все это позволяет сделать заключение о том, что эффективный брак – это тот брак, в котором двое любят друг друга и у них схожие ценности и предпочтения, и чем сильнее любовь и тождественные взгляды пары, тем ближе брак к идеальному. Такое заключение вытекает из положения экономической теории о семье как производственной единице, на которую определенное воздействие оказывают экономические законы, такие как: закон разделения труда, масштаба производства, производительности труда, экономии времени, специализации и кооперации, предельной полезности и другие.

В целом, экономическая роль семьи в рыночной экономике чрезвычайно важна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, оптимизации и рационального использования семейного бюджета, исходя из имеющихся ограничений и своих потребностей, воспроизводства рабочей силы, формирования и накопления человеческого капитала, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и обеспечения здоровья самой семьи. В свое время В. И. Ленин рассматривал здоровье человека, как казенное имущество, и, если человек болел, то считалось, что, таким образом, расхищается государственное имущество и этот тезис не устарел и в наше время. Отсюда семья, практически, является аналогом мультидивизиональной организации многих современных корпораций с центрами прибыли, а отдельные семьи оказываются прототипами самодостаточных продуктовых дивизионов.

В целом, необходимо констатировать и то, что переход от одной экономической системы к другой оказал существенное влияние и на процесс брака, сняв с него ореол романтизма и придав ему более прагматичный характер. В современных условиях уже неприемлемым становится утверждение, что «с милым рай и в шалаше», – оно приобрело другой смысл: «с милым рай и в шалаше, когда шалаш расположен в замке». Этот прагматизм в человеческих отношениях находит и другое подтверждение по  типу украинской пословицы: «Нестатки гонят с хатки» («Лишения гонят из дома»). Об этом свидетельствуют миграционные и демографические процессы, превышение разводов над браками, гражданские браки (сожительство), более позднее вступление в бракосочетание, брачные контракты и др.

Ухудшение среды обитания семьи сказалось на многих ее параметрах духовно-материального и воспроизводственного характера. В частности, численность населения нашей республики за годы ее существования сократилась почти на 150 тыс. человек, естественная убыль населения значительно превышает его рождаемость, число разводов превышает 60% от заключенных браков. Низким остается качество жизни человека, возможности его личного развития, что непосредственно связано с качеством его трудовой жизни. К сожалению, получаемые доходы людей, в нашей экономике, позволяют удовлетворить преимущественно только их первичные потребности, которые далеки от полноценного рациона питания и удовлетворения других, более высокого уровня, потребностей. Отсюда продолжительность жизни наших людей снизилась почти на 6 лет, по сравнению с 90-ми годами XX века, и для мужчин она составляет 65 лет, а для женщин – 72 года. И когда мы слышим с высоких трибун, что бюджет республики является социальным потому, что, по-видимому, та зарплата, в виде выплачиваемых пособий, позволяет как-то жить, то так и хочется сказать: «Блажен тот, кто верует» и «Господи, образуй наших поводырей». Наш бюджет, в тот числе и бюджет большинства семей, к сожалению, это бюджет выживания, и если мы так будем его характеризовать, то и отношение к нему будет иным, более взвешенным, рачительным, по типу: «копейка рубль бережет». Ведь по экспертным международным оценкам – люди, получающие доход в размере 6-8 долларов в сутки, относятся к категории бедного населения. Необходимо помнить и то, что, если десять раз сказать «халва», то во рту слаще не станет, а неправильно составленный диагноз не может обеспечить успешное лечение нашей экономики и оздоровление семей. В нашей действительности ситуация будет соответствовать иному качеству жизни человека, когда люди будут откладывать деньги не на «черный» день, а на «светлое» будущее.

При этом необходимо констатировать, что отсутствие знаний и искаженное представление о реальном положении дел в экономике, в т.ч. в ее составной части – семье, является главной причиной ошибочных решений и, как следствие, ведет к экономическим просчетам и наступлению кризисов. Знание и определение закономерностей экономического развития позволяет правильно оценить экономическую ситуацию и выбрать оптимальное направление дальнейшего развития. Это обстоятельство имеет большое значение и в понимании практических тенденций развития, так как практика будет мысль – мысль рождает науку, развитие науки требует изучения истории – знание прошлого дает возможность спроектировать будущее. Сегодня приходит понимание того, что создавалось тысячелетиями, из поколения в поколение, при всех ошибках и заблуждениях, представляет собой бесценное наследие каждого народа, требующее не только уважительного отношения, но и умелого, разумного включения в процессы построения будущего, что в некоторой степени становится основой и нашей политики. К сегодняшнему экономическому состоянию общества необходимо относиться философски-оптимистично, как в соответствующей песне: «Вся жизнь впереди, надейся и жди» и в настоящее время, по-видимому, необходимо следовать поговорке: «Бог терпел и нам велел». К сожалению, в современном мире и в нашей экономической действительности наступило время социального геноцида, меркантилистические устремления которого являются главным мотивом поведения отдельных индивидов и семей.

Сегодня богатство рассматривается многими, как основа бытия, которого можно добиться, прежде всего, не кропотливым трудом, а посредством обмана, стяжательства, взяток, преступной деятельностью, рейдерством и этот моральный облик, сформировавшийся в результате «лихих» недавних прошлых лет, безусловно, сказался и на семейных отношениях. Мы, к сожалению, плохо усваиваем уроки истории, которая в соответствии с высказыванием известного ученого – государственного деятеля Ключевского: «История – это не учительница, а надзирательница, которая наказывает людей за плохо выученный урок».

В современном мире мало осталось «романтиков», живущих по совести и получающих достойное вознаграждение за свой труд, а благополучная жизнь чиновников, которые живут в замках на «скромные» свои доходы, является ярким примером того, как обустроена сегодняшняя действительность. И пословица: «Хорошо живет тот, кто умеет хорошо жить» сегодня является движущим мотивом выстраивания общественных отношений.

Отношение же к богатству и ведению хозяйства в самобытной отечественной модели хозяйствования исторически базировалось на соборности, общности, совладении, справедливости, гармонии интересов, преобладании моральных факторов трудовой мотивации, местном самоуправлении в сочетании со взвешенным государственным патернализмом и обуславливалось следующими нравственными критериями:

– богатство – само по себе – не порок, порочно богатство, полученное неправедным путем;

– порочно богатство, используемое не праведно (для роскоши, для удовлетворения прихотей и чрезмерных потребностей, лежащих за пределами разумного);

– порочно богатство, которое «работает» на себя самого и которым не делятся, помогая ближним, обездоленным окружающим людям;

– праведно полученное богатство – это то, которое нажито честным и кропотливым трудом.

В Домострое, написанном в XVI века во времена Ивана Грозного священником, государственным и церковным деятелем Сильвестром («Домострой» – главная книга, которая впитала в себя обычаи и традиции русского национального хозяйствования, которая содержала исчерпывающий набор жизненных правил, принципов и наставлений, и которая с благословления церкви почиталась как Евангелие), считалось праведное использование богатства на милостыню, помощь нуждающимся, благое деяние для ближних и общественно полезное дело: «Ибо для того ты имеешь деньги, – как писал Иоанн Златоуст, – чтобы прекращать бедность, а не для того, чтобы торговать бедностью». Своеобразный моральный кодекс требовал: имея богатство, твори милостыню, и только так ты увеличишь его без вреда для души.

В славянском общественном сознании любая деятельность оценивалась, прежде всего, с позиции богоугодности и соблюдения религиозных заповедей. Это требование являлось краеугольным и пронизывало мотивы и философию хозяйственной деятельности человека и, в частности, принципы, характеризующие отношение к труду, богатству, собственности, представление о правильной (рациональной) организации хозяйствования и управления. «Домострой» трактовал всякий труд не только как способ решить определенные хозяйственные задачи и удовлетворить свои жизненные потребности, но и как деятельность «Богу в честь». Трудолюбие и профессиональное мастерство в историческом российском менталитете – это не средство достижения богатства ради увеличения богатства, а способ угодить Богу и получить благословление. Отсюда и заповеди, которые составляли основу трудовой культуры: «Труд – дело святое», «Богу молись, а сам трудись». Праздность рассматривалась, как позорное существование, как грех, влекущий наказание: «Кто не работает, да не ест».

Русский экономист и публицист И. Т. Посошков (1652-1726) в книге «О скудости и богатстве» говорил о двойственной природе богатства (вещественного и невещественного – духовно-нравственного), отмечал, что невещественное богатство является первичным. По существу, в этом же ключе рассуждал Иоанн Златоуст: «Богатство и бедность оценивается не по количеству достатка, но по образу мыслей: и вернее тот самый бедный, кто всегда хочет большего… Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто вожделеет многого; не тот богат, кто многого имеет, а кто ни в чем не нуждается… Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие и недостаток денег». К этому необходимо добавить и тот, бывший, характерный для постсоветских государств стиль жизни, сочетающий в себе достаточно высокую духовность и трудолюбие, традициональную склонность к науке и творческим размышлениям с относительной скромностью быта и условий труда, отсутствием завышенных потребностей в комфорте, ставших для жителей других стран целью жизни. Но необходимо помнить, что вещизм ожесточает сердца.

К сожалению, главным мерилом человеческих ценностей (свободы, честности, порядочности, совести и т.д.) в сегодняшней действительности становятся деньги и ощущение, что в этом мире все продается и все можно купить. Но потеря этически нравственных стимулов – это путь к кризису в семейных отношениях и в обществе в целом, путь в никуда, и политика, базирующаяся на принципе: «Хлеба и зрелищ» – это также примитивно, но, как правило, имеет устойчивое использование в корыстных целях, что и подтверждалось в течение последних лет нашей жизни.

Основой кризисных явлений, для всех экономических субъектов в нашей экономике является диспропорциональность экономического развития. Поэтому важно установить природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим обуславливается круг мероприятий по его ликвидации. Сегодня, на исходе второго десятилетия третьего тысячелетия, люди оказались перед тем фактом, что все, что им внушалось в качестве убеждений, выявило свой убогий пропагандистский, иллюзорный  характер, и они не хотят более терпеть обман. Отсюда любая новая «система координат», «дорожная карта», чтобы утвердиться, должна, прежде всего, учесть это обстоятельство. Кроме этого, надо помнить библейскую мудрость что: «не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех».

Важно при этом не упустить время, так как это самый ценный ресурс человечества, человека и семьи в частности,  как говорят: «всему свое время» и для нас, для приднестровцев, должны настать лучшие времена, наши люди этого заслужили.

Общим императивом остается одно: необходимо преодолевать низкий уровень экономической, духовной, бытовой культуры, чтобы не вызвать социальных потрясений. Объективные изменения в социально-экономической организации общества требуют существенных преобразований в системе координат: личность-семья-государство, для создания социально-экономических отношений, позволяющих процветать семье, обществу и государству.

 

Владимир ЛАБУНСКИЙ, кандидат сельскохозяйственных наук, член Совещательного собрания при Председателе Верховного Совет