Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

О вопросах, заданных в ходе пресс-конференции

Комитет по образованию, науке, культуре, общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике

09.11.2010
Николай Бучацкий, главный редактор газеты «Человек и его права»:
 
– У меня два вопроса. Первый: вникал ли комитет в дело Эрнеста Варданяна, и можете ли вы поделиться с нами имеющейся информацией. Второй вопрос. Самой большой проблемой молодежи является трудоустройство с достойной оплатой труда, как видит комитет решение этой проблемы?

Вячеслав Тобух – председатель Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:

– По делу Эрнеста Варданяна только 3 структуры – это министерство государственной безопасности, прокуратура и суд – могут вникнуть в этот вопрос. Естественно, дело журналиста – дело громкое, дело на слуху, и ряд телевизионных передач был посвящен этой теме. Мы обсуждали этот вопрос, но, с точки зрения правоприменительной практики, у нас нет юридической возможности заниматься подобными вопросами. Наверное, это правильно. Каждый должен заниматься своим делом. Каких-либо обращений, заявлений или просьб по данному вопросу в комитет не поступало.
 
По вопросу трудоустройства молодежи. Я в своем выступлении сказал, что самая сложная тема в деятельности нашего комитета – это молодежная политика. Основанная проблема – недостаток средств в бюджете. К сожалению, молодежь уезжает из республики. Кто-то находит себя здесь и развивается. Думаю, что выход один – здоровый инвестиционный климат, который возможен только в условиях либо признания республики, либо снятия экономических санкций.
 
Алексей Хохлов, депутат Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:
 
Хотелось бы добавить по этому вопросу. Проблема трудоустройства молодежи стоит не только перед Приднестровьем. Возьмем, к примеру, Российскую Федерацию. Здесь проблема в том, что перестали существовать учебные учреждения, которые готовят специалистов со средним образованием, которое востребовано на наших заводах и фабриках. Остались на сегодняшний день только высшие учебные заведения. Поэтому необходимо обратить внимание на среднее специальное образование.
 
Владимир Сандуца, РИА «Новости»:

По Вашему мнению, работает ли Закон «О средствах массовой информации»?

Вячеслав Тобух, председатель Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:

Если давать оценку закону, я могу однозначно сказать, что закон – выверенный, закон – качественный и рабочий. Но, к моему глубокому сожалению, есть позиции некоторых чиновников, которые при обсуждении тех или иных норм закона трактуют их неоднозначно. Я имею в виду нормы, которые влияют на управление государственными СМИ, определяют возможность взаимоотношений учредителей, определяют возможность проведения проверок хозяйственной деятельности СМИ и так далее. Поэтому и приходилось вносить ряд изменений и дополнений. Закон – рабочий, но отсутствует воля некоторых чиновников. Плачевное положение радио. Согласен. Есть масса вопросов по телевидению, но это не работа закона, это работа структур.
 
Клавдия Трескова, заместитель председателя Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:
 
Говоря о законе, который регулирует деятельность средств массовой информации, замечу, что сегодня нет цензуры слова. Сегодня есть внутренняя цензура каждого журналиста, который работает и продает свой труд тому средству массовой информации, которому он доверяет. Никто сегодня не ограничен рамками, потому что правовое поле достаточно широкое, и есть средства массовой информации муниципальные, государственные, частные. Я сотрудничаю с некоторыми средствами массовой информации, и могу сказать, что журналисты подают материал в таком виде, насколько им позволяет собственный талант, способности, видение той темы, которую они открывают, и совесть.

Я всегда стояла на позициях того, что давать оценку происходящим событиям в любом микроклимате, в любом правовом поле, может журналист, который имеет специальное образование. Или необходимо привлекать специалистов по определенной тематике. Когда разрабатывался законопроект, приглашали журналистов, специалистов, редакторов, и они могли вносить свои предложения. Что на сегодняшний день в данном законопроекте запрещает журналисту работать открыто? Ничего не мешает. Есть закон, закон правильный, точный, конкретный.
 
Наталья Воробьева, председатель союза журналистов Приднестровья:

– Существует закон о творческих объединениях и творческих работниках. Не обращались ли к вам мои коллеги – представители творческих организаций с мнением о том, не все в законе работает в помощь творческим объединениям? И, подскажите, пожалуйста, обращались ли к вам сотрудники Бендерского телевидения по вопросу о том, что после того, как республика перейдет на цифровой телевидение, бендерчане не смогут смотреть свой муниципальный телеканал?
 
Вячеслав Тобух – председатель Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:
 
Закон о творческих союзах рассматривался и принимался комитетом по вопросам образования и культуры, а не нашим комитетом. Мы давали свою оценку и к первому чтению, и ко второму. Но хочу сказать, что в разработке и принятии, в том числе этого закона, участвовали представители творческих союзов, и на тот момент не было никаких обращений, никаких противостояний. К нам в комитет по этому вопросу тоже никто не обращался.

О ситуации с Бендерским телевидением депутаты нашего комитета слышали, но официально никто не обращался.

Каждый депутат имеет право внести законодательную инициативу. Если будут от вас предложения и по одному, и по второму вопросу, то мы их в обязательном порядке рассмотрим и оформим в законодательную инициативу.
 
Клавдия Трескова, заместитель председателя Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:

– Хочу дополнить, что закон о творческих союзах на сегодняшний день имеет очень много правовых коллизий. Ко мне обращались творческие союзы писателей по поводу того, что творческим человеком может считаться тот, кто что-либо пишет или издает. На самом деле совершенно по другому. Я думаю, что к этому закону нужно возвращаться и в обязательном порядке за круглым столом обсуждать нормы с теми, кто его применяет. Хочу сказать, что есть творчество без кавычек, есть творчество в кавычках, и нужно очень четко просматривать это. И не всякий пишущий является действительно пишущим для масс, для широкого прочтения, для широкого нравственного воспитания. Тем более, то, что сегодня издается, потом цитируется в школах и дошкольных учреждениях. Поэтому я с вами солидарна, и думаю, что следующий депутатский корпус должен более детально рассматривать данный закон.
 
Андрей Моспанов, журналист газеты «Приднестровье»:
 
– Чем было обусловлено вето президента и в чем заключались возражения МВД по вопросу тайны исповеди?
 
Вячеслав Тобух – председатель Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:
 
– Мотивация МВД была буквально следующая: что если будет расследоваться дело об убийстве и священник будет главным свидетелем. У нас вообще по работе религиозных организаций много казусов. Мы рассматривали на заседании нашего комитета вопрос по жалобе священника о том, что по предложению на тот момент представителя президента по делам религий и культов, каждый приход должен регистрироваться как отдельное юридическое лицо с отдельной бухгалтерией и так далее. Более того, в каждой церкви, по предложению налоговых органов, должен был быть кассовый аппарат. Может быть, с точки зрения финансового законодательства, это нормально, но не всегда нужно упираться в финансы.
 
Клавдия Трескова, заместитель председателя Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:
 
Я – православный, верующий человек и уважаю другие конфессии. Мне бы не хотелось, чтобы мои избиратели говорили, что они опасаются открытой и честной исповеди. Опасаются того, что она вдруг станет достоянием всех людей, моих соседей, моих друзей. Тайна исповеди – это не тайна, которую подруге рассказывают. Это намного выше и чище. Мы четко и конкретно ставили вопрос о том, что тайна исповеди не может быть разглашена, и отстаивали это мнение. Я считаю, что никакой правоохранительный орган не имеет права допрашивать священника, выискивать, вызнавать то, что произошло на тайне исповеди. Это священно. Это непоколебимо. И в любом государстве тайна исповеди охранялась и охраняется законом.
 
Андрей Моспанов, журналист газеты «Приднестровье»:
 
– Если представить ситуацию, что все вы будете избраны в Верховный Совета следующего созыва и комитет будет сформирован в том же составе. На ваш взгляд, как должна продолжаться работа, какие вопросы еще не решены?
 
Сергей Брага, журналист Радио ПМР:

– В продолжение вопроса – какое будущее у средств массовой информации Приднестровья?
 
Вячеслав Тобух – председатель Комитета по вопросам общественных объединений, молодежной политики, спорта и СМИ:
 
– Я сначала отвечу на второй вопрос о будущем СМИ Приднестровья. На мой взгляд, в полной мере это зависит не только от комитета Верховного Совета. На развитие средств массовой информации влияет много факторов – и экономический, и фактор управления. Какие СМИ будут в Приднестровье, наверное, время покажет.

Я думаю, что позиция нашего комитета при избрании на следующий срок не изменится. Не доводя ситуацию до каких-то жестких конфликтов, мы все-таки будем стоять на позиции либерализации СМИ, расширении свобод журналиста, свобод редакции. Конечно, в идеале, как мне понимается, должна быть картина следующая: есть государственные СМИ, которые должны быть максимально самостоятельными. Министерство должно заниматься другими вопросами, нежели информационное наполнение СМИ. Сегодняшняя ситуация не устраивает многих, и не устраивает, в том числе, меня. К сожалению, не все могут об этом говорить, потому что напрямую даже журналисты сегодня зависят от министерства. К чему мы придем? Посмотрим, будем работать вместе.

Мне кажется надо усилить международную составляющую деятельности СМИ. Если нас изберут, то в следующем году мы будем усиленно работать в этом направлении совместно с министерством иностранных дел и другими структурами.

Если будет финансовая возможность, то мы будем отстаивать позицию при рассмотрении бюджета об увеличении заработной платы, чтоб наши талантливые люди, уже готовые кадры не покидали республику.

Что касается деятельности общественных организаций, то я считаю, что те организации, которые берут на себя социальную функцию и во многом перекрывают функции государства, которые работают с инвалидами, с больными детьми должны быть на особом счету, в том числе и государства. Для них должна быть отработана система поощрений. В этом плане мы будем конечно усиливать деятельность.

Мы приняли блок законов по персональным данным и по защите информации. Во всем мире информация – это капитал, это риск, это определенная угроза. Конфиденциальные сведения должны находиться под строжайшей защитой государства, а если кто-то эту защиту пытается разрушить, то он должен нести ответственность.

Я думаю, что основной вектор развития общественных отношений не изменится в ближайшей перспективе, и уже из этого и будет складываться работа нашего комитета. В случае, если мы будем принимать какое-то решение и оно будет затрагивать интересы широких слоев, то будьте уверены, вы узнаете об этом одними из первых.

Я хотел бы вас поблагодарить и в вашем лице всех журналистов Приднестровья за внимание к работе нашего комитета. МЫ благодарны вам за участие в конференции, желаем творческих успехов и пусть каждый день приносит хорошие новости.