Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Старая дискуссия – новые обстоятельства

Комитет по развитию предпринимательства и промышленности

20.01.2015

Парламентский комитет по малому и среднему бизнесу и промышленности снова вернулся к обсуждению вопроса о возможности ввоза в Приднестровье автомобилей, выпущенных с конвейера больше десяти лет назад. Дискуссия на этот счет ведется уже не первый год. Запретительные меры были введены на законодательном уровне в 2008 году, но распространение норм предполагалось с 1 января 2011 года. Причем механизм был прописан многоступенчатый: приднестровский автопарк молодеть должен был постепенно. Сначала запретили ввоз пятнадцатилетних машин, затем тех, которым стукнуло 14, следующим шагом должен стать недопуск на наши дороги десятилетних транспортных средств, прибывших для реализации из-за рубежа. Но по многочисленным обращениям граждан точка отсчета трижды переносилась. Парламентарий Анатолий Дирун предложил в четвертый раз продлить переходный период. Представители правительства и президента еще на стадии обсуждения законопроекта высказывались однозначно против такого шага. Аргументируя свою позицию, они ссылались на опыт соседних государств (возрастной максимум для авто, ввозимых на территорию Молдовы, – 7 лет, на Украину закрыт въезд машинам, достигнувшим восьмилетия), перенасыщенностью вторичного авторынка Приднестровья и недостаточной пропускной способностью наших дорог. По данным правительства, за время откладывания принятия решения о запрете (с 2011 по 2014 год) количество официально зарегистрированных в республике автотранспортных средств увеличилось на 19 тысяч единиц и составляет на сегодняшний день 146 тысяч. Не осталась без внимания и экологическая составляющая вопроса.

Члены профильного комитета в свое время вняли правительственным доводам и рекомендовали депутатскому корпусу проект закона Анатолия Дируна отклонить. Но в ходе сессионного обсуждения аргументация автора и сторонников его инициативы оказалась более убедительной, и Верховный Совет проголосовал за продление переходного периода по введению ограничения на ввоз в республику транспортных средств старше 10 лет еще на год. При этом, как выяснилось позже, убедить президента в целесообразности этого решения не удалось. Глава государства закон не подписал и воспользовался в его отношении правом вето. Автор инициативы по-прежнему настаивает на её социальной значимости.

Обсуждая вопрос о том, согласиться ли с вето или рекомендовать коллегам по депутатскому корпусу его преодолеть, депутаты ответственного комитета опирались в большей степени не на многократно приводимые аргументы сторон, а на возникшие новые обстоятельства. Дело в том, что в безвыходном положении оказались граждане, которые, основываясь на принятом законе, ввезли машины данной возрастной категории в конце декабря 2014-го – начале января 2015-го года. Зампредседателя Комитета Вадим Левицкий уверен, что «необходимо дать людям возможность цивилизованного выхода из сложившейся ситуации». Найти его предстоит членам согласительной комиссии, которую Комитет предлагает создать. Поддержат ли эту идею коллеги-парламентарии, представители правительства и главы государства, покажут итоги ближайшего пленарного заседания. Его проведение запланировано на 28 января.

В рамках работы этой же комиссии предполагается выработать механизм, который позволит ограничительным мерам не выбить из колеи транспортную отрасль республики. Дело в том, что возрастные рамки для ввозимых автомобилей могут поставить крест на техническом обновлении предприятий сферы пассажирских перевозок. На сегодняшний день возраст 34% (152 из 340) городских маршруток превышает 20 лет. Позволить себе новые автобусы и микроавтобусы приднестровские транспортники не могут. Но, учитывая, что срок службы у качественных европейских транспортных средств этой категории составляет 30-40 лет, десятилетние «иностранцы» считаются у нас «юнцами», с которыми дышащие на ладан «газели» не идут ни в какое сравнение. Участники заседания Комитета по малому и среднему бизнесу и промышленности говорили о необходимости найти компромиссное решение, которое позволит отрегулировать этот вопрос в интересах государства, граждан и бизнеса.