Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Стимулирующие факторы

Комитет по развитию предпринимательства и промышленности

09.04.2013
Принятый в декабре прошлого года закон предполагает, что таможенная пошлина должна оплачиваться экономическими субъектами республики в приднестровских рублях. Однако его формулировка позволяет двояко трактовать эту норму. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда предприниматели и исполнительные органы власти «читают» закон по-разному. Дабы избежать подобного разночтения, председатель Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности Виктор Гузун предложил четко прописать в законе, что таможенные пошлины взимаются в рублях ПМР. При этом за плательщиком сохраняется право использовать по собственной инициативе иную котируемую центробанком валюту.

Виктор Гузун: «В нашем государстве национальная валюта – рубль ПМР, и все платежи должны вноситься в рублях ПМР. Если субъекту экономической деятельности выгодно вносить платежи в иностранной валюте, он имеет на это право. Мы считаем, что у предпринимателя должен быть выбор, но основой должна быть национальная валюта».

Правительство категорически против такого подхода. Оно настаивает на приоритете доллара и евро. То есть исполнительная ветвь власти сохраняет за предпринимателем право оплатить таможенную пошлину в национальной валюте, но для этого экономический субъект должен пройти определенную процедуру согласования данного вопроса.

Виктор Гузун: «Для этого предпринимателю необходимо обратиться в Министерство финансов для получения разрешения, предоставить некие документы в уполномоченный орган, и лишь после этого он сможет осуществлять платежи в рублях ПМР. Но согласитесь, странно выглядит картина, когда гражданин ПМР, чтобы внести платеж в приднестровских рублях, должен получить разрешение в государственном органе».

В результате продолжительной дискуссии депутаты разошлись во мнениях о том, рекомендовать ли депутатскому корпусу поддержать данный законопроект. Решение будет принято в ходе пленарного заседания.

Законодателям и исполнительному органу власти не удалось пока прийти к компромиссу и в вопросе лимитирования потребления воды. Прения по поводу норм, прописанных в пакете законодательных инициатив, подготовленных Виктором Гузуном в связи с многочисленными обращениями в профильный комитет предпринимателей республики, ведутся достаточно давно.

Виктор Гузун: «Сегодня правительство установило для предпринимателей лимит – 100 кубов воды в год. Мы считаем, что эта норма не соответствует реалиям. Есть сферы деятельности, в которых совершенно другие потребности».

Парламентарий уверен, что при наличии приборов учета правильным было бы взимать с предпринимателей плату за водопотребление по фактическим показателям. Представители профильного министерства настаивают на фиксировании лимитов. При этом закрепленные нормы могут быть у каждого свои. То есть при желании предприниматель вправе, подготовив кипу документов, установить собственный лимит и платить согласно ему, по минимальной ставке. Логики в такой схеме законодатели не видят, потому и настаивают на необходимости изменения существующего механизма.

Виктор Гузун:
«На наш взгляд, отсутствие логики заключается в том, что если ты придешь к чиновнику и принесешь бумагу, ты будешь потреблять столько, сколько тебе нужно, и платить по минимальному тарифу, а если не придешь – для тебя минимальные квоты. Мы считаем, что контакт бизнеса и чиновника необходимо сводить к минимуму».

Комитет настроен придерживаться этого принципа, отстаивая оспариваемый правительством законопроект.

Не нашла поддержки исполнительной ветви власти еще одна инициатива группы депутатов Верховного Совета. Суть ее сводится к освобождению от уплаты налога на доходы все вновь создаваемые малые предприятия в течение одного года с момента их регистрации. Для организаций, занимающихся видами деятельности, отнесенными к приоритетным, авторами законопроекта предлагается еще более привлекательная схема налогообложения: в первый год существования малое предприятие освобождается от уплаты налога на доходы, в последующие 12 месяцев оно платит 25% от установленной ставки, а в течение третьего года деятельности выплачивает его в половинном размере. Избежать злоупотреблений и махинаций позволит прописанное в документе ограничение, не позволяющее одному и тому же лицу выступать в качестве учредителя нескольких предприятий, причем ни одновременно, ни последовательно.

Виктор Гузун:
«Мы сегодня сказали, что если есть еще какие-то предложения, которые могут представить дополнительные механизмы защиты, мы готовы их учесть в рамках второго чтения».

Один из основных аргументов правительства, выступающего против принятия законопроекта, – вероятность недополучения государством налоговых платежей.

Виктор Гузун:
«Говорить о том, что бюджет недополучит какие-то средства от фирм, которых сегодня нет, на наш взгляд, неправильно. Сегодня этих фирм нет, они не работают, налоги не платят. Возможно, они никогда и не создадутся. Мы предлагаем стимулирующий к созданию предприятий механизм. На второй год оно уже будет платить налоги, будут создаваться рабочие места».

Подобные формы поддержки малого и среднего бизнеса являются, по мнению председателя профильного парламентского комитета, стимулирующими факторами для развития экономики государства.

Среди непрофильных законопроектов, по которым, согласно Регламенту Верховного Совета, Комитет должен подготовить заключения, особое место заняла инициатива главы государства, предполагающая изменение действующей в республике парламентской модели. Одно из концептуальных положений документа – деятельность законодательного органа исключительно на профессиональной основе. Заслушав доклад официального представителя Президента, депутаты сочли озвученные доводы неубедительными. Слабо аргументированная позиция автора проекта закона «О статусе депутата Верховного Совета ПМР» не нашла поддержки среди членов Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и промышленности.