Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Городские руины

27.05.2022

Здание старого речного вокзала на набережной Бендер уже давно не украшает городской пейзаж. Хотя сама набережная постепенно преображается. Однако городские власти не могут начать ремонт и привести здание в порядок. Уже 18 лет речной вокзал находится в частной собственности. Приватизация не предусматривала для нового собственника никаких инвестиционных обязательств.

Старое здание сегодня представляет серьезную опасность для жизни и здоровья окружающих, уверены местные власти. Панорамное остекление давно пришло в негодность, двери сняты с петель, но даже просто огородить эти руины госадминистрация не имеет права.

«Документы направлялись собственнику  с просьбой привести здание в надлежащее состояние. Направляли мы информацию и в службу государственного надзора. Переговоры непосредственно проходили уже много раз. Обсуждались варианты выкупа, предоставления другого земельного участка. Однако собственник пока не готов идти на контакт», - прокомментировала заместитель главы госадминистрации г. Бендеры Людмила Шеленкова.

В настоящее время дело о старом здании речного вокзала находится в суде. Служба государственного надзора настраивает на проведении полного остекления здания и приведения в порядок стен речного вокзала со стороны террасы. За нарушение правил благоустройства города собственнику назначили штраф – около 400 рублей.

«В действующем законодательстве отсутствует какой-либо механизм, в рамках которого местные органы власти могли бы выполнить какой-то комплекс мероприятий по продаже, по понуждению собственника непосредственно к соблюдению, приведению в порядок подобных объектов», - отметил председатель горсовета г. Бендеры Юрий Кара.

Решить самостоятельно проблемы заброшенных нежилых зданий местные власти не в силах – нет законодательной базы. Вот и получается, что главный способ решения этого вопроса – это переговоры с собственником, который по разным причинам не приводит в порядок свою собственность. Впрочем, есть в Бендерах и положительные примеры. Когда собственник идет на контакт. Председатель горсовета приводит в пример старый овощной магазин.

«Собственник данного объекта – английская компания. Тем не менее, сотрудники экологической милиции нашли представителей данной компании. У нас по первому-второму этажу здесь были разбитые стекла. Собственник их демонтировал. И первый-второй ярус были зашиты жестью, что, в принципе, удовлетворило наши минимальные требования к безопасности этого объекта», - рассказывает председатель бендерского горсовета Юрий Кара.

Положительный пример в Бендерах пока один. Хотя в городе создали даже целый реестр таких нежилых зданий. Их в списке больше полусотни. Но решить вопрос хотя бы по одному из них без участия собственника невозможно. Что делать, если владельца уже давно нет или он не хочет заниматься таким объектом. Депутаты Верховного Совета ищут законодательные пути решения этой проблемы. В Верховном Совете была создана специальная рабочая группа.

«Эти объекты становятся аварийно опасными. Там где-то рядышком гуляют дети. Не дай Бог, что-то на голову упадет. И такие случаи периодически случаются. К счастью, пока без летального исхода. Просто какие-то травмы потенциально могут получить. Поэтому в Верховном Совете создана рабочая группа, которая изучает эти моменты», - отметил заместитель председателя Комитета по вопросам региональной политики, местному самоуправлению и ЖКХ Антон Онуфриенко.

Ситуация с владельцами такой аварийной собственности неоднозначна. Некоторые уехали, некоторые умерли и оставили здания в наследство. Есть случаи, когда владелец не может или не хочет вкладывать деньги в ремонт объекта. Парламентарии считают, что изъятие их возможно. Но строго по решению суда.

«Должны быть какие-то объективные критерии, то есть, техническая экспертиза о состоянии здания, жалобы граждан, неоднократные обращения в поиске тех или иных лиц, которые, возможно, хозяева или наследники. То есть, это целый комплекс проблем. И в любом случае, как бы там ни было, по какому бы мы пути мы не подошли к моменту разрешения этого вопроса по поводу изъятия, - только по решению суда. То есть, если мы говорим о том, что в интересах государства для последующей передачи в руки потенциально заинтересованного лица – только через решение суда», - добавил Антон Онуфриенко.