Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

История любви в фронтовых письмах

26.03.2015

История страны складывается из семейных историй. Это с особой остротой начинаешь ощущать в канун таких значимых исторических дат, как 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Кого из парламентариев ни спросишь, обязательно услышишь: «У меня дед воевал», «У меня родной дядя – участник войны», «У меня бабушка была подпольщицей». И сколько таких семей, бережно хранящих и передающих из поколения в поколение память о той «самой кровопролитной».

Семью Тюряевых – Николая Юрьевича и Илону Петровну – нередко в шутку называют «депутатской». Муж – депутат Тираспольского горсовета, жена – депутат Верховного Совета. Их дедушки – Николай Александрович Тюряев, Константин Федорович Буканов, Николай Яковлевич Хантиль, а также бабушки – Александра Александровна Тюряева и Милица Константиновна Буканова – фронтовики, защитники, победители. И хоть нет их, за исключением М. К. Букановой, уже в живых, память о них живет и жить будет, потому что есть, кому ее хранить.    

Об этом свидетельствует и обширный семейный архив, который бережно собирают супруги Тюряевы. Это настоящая родословная с глубокими корнями генеалогического древа. В нем хранятся бесценные семейные реликвии, достойные любого музея, – пожелтевшие фотографии, документы, наградные листы, вырезки из газет, письма Николая Александровича Тюряева к его супруге Александре Ивановне Константиновой-Полянской, вместе они прожили 60 лет… Именно последние вызвали у готовящих публикации к 70-летию Победы журналистов парламентской пресс-службы особый интерес, запали в душу. Кажется, что осязаемые фронтовые письма по сей день хранят человеческое тепло, из них даже спустя десятилетия, несмотря на суровое время испытаний и нечеловеческих страданий, прорастают ростки добра и любви. Они полны веры в победу, надежд на скорую встречу.      

«Здравствуй, милая Шурочка!

Прости за то, что так долго не писал. Доехали тогда мы хорошо. В полк прибыли 27 ноября и с ещё большей силой стали бить немецких гадов, которые сейчас трещат по всем швам. День окончательной победы недалёк.

Командую сейчас батареей. 19 декабря мне присвоили очередное звание – старший лейтенант.

Одели нас замечательно, так что холода совершенно не страшны. Ещё не было ни одного случая обморожения, а немцы замерзают насмерть на каждом шагу. Смешно смотреть на этих кукол, укутанных в краденые одеяла, на их головах – полотенца и женские платки. Пленных очень много. А убитых и замёрзших просто уйма. Пришёл им конец! Сейчас они отступают, бросая всё...

Новый год встречаем хорошо. На нашем счету очень большой урон для врага.

Адрес мой: действующая Красная Армия, 43-я полевая почтовая станция, 274 КТАП, БЗР (мне).

Уже скучаю по тебе. Хочется увидеться… Ещё будем вместе, ещё поживём. А сейчас переждём. Крепко-крепко целую! Твой Николай».

1.01.42 г.

«Здравствуйте, дорогие Михаил и Клавдия!

Сегодня получил письмо, посланное 5. III. Для человека на фронте письмо из родного края и от родных – очень большое дело…

Уже десятый месяц длится кровопролитная война с немецкими оккупантами. Сначала с горечью в сердцах мы отходили, оставляя близкие и родные нам города и сёла. Настал момент, когда мы остановились, собрались с силами и перешли в решительное наступление. Ржавая фашистская военная машина дрогнула и начала пятиться назад, оставляя на нашей поруганной ими земле тысячи трупов солдат и большое количество техники. Отходя, немцы жестоко расправляются с мирным населением. Их путь увешан трупами невинных советских людей. История не знает подобных зверств. На нашу долю выпала почётная задача – очистить, освободить Советский Донбасс от ига немцев. Идут жестокие бои. Немцы цепляются за каждый дом, за каждый населённый пункт, создавая узлы сопротивления. Но их попытки биты…

Враг ещё силён. Но инициатива в наших руках. И недалёк тот день, когда мы снова увидим воды могучего Днепра. Пишу письмо, а в двух километрах отсюда идёт бой. Минут пять назад наши самолёты бомбили расположение противника. Артиллерийская канонада не прекращается. И так ежедневно.

Что писать о себе? Я, как и миллионы советских людей, кую победу над немецкими оккупантами. Дела у меня идут хорошо. Личный счёт с каждым днём увеличивается…

О подробностях расскажу после войны, когда встретимся. А я надеюсь ещё встретиться... Ведь всех-то никогда не перебьют. Может быть, и я буду в числе счастливцев, которые сумеют увидеть победу Красной Армии после окончательного разгрома фашистской грабьармии…

Жду ответа! Николай».

23.03. 1942 г.

А это письмо из Сталинграда.

«Милая Шурочка!

… жди меня! Я вернусь! Судьба, я думаю, не будет так жестока ко мне… Кроме тебя для меня нет никого дороже. Жизнь для меня без тебя немыслима…

До свидания, милая. Если я и не вернусь, помни, что я любил тебя безумно. Я никогда ни на минуту не забывал и не забуду о тебе. Если вопрос будет стоять о твоей отправке на фронт, настаивай на отправке в 9-й гвардейский разведывательный артиллерийский дивизион. Сообщи об этом мне.

Крепко-крепко целую!»

25.12.42 г.

«Здравствуй, милая Шурочка!

Сейчас отдых после боёв за крепость на Волге. Скоро будем бить немцев на другом фронте. Задача освобождения родной земли от фашистской нечисти скоро будет выполнена. Вот тогда вернусь, заживём снова мирно и спокойно.

Твой Николай».

7.2.43 г.

«Здравствуй, милая Шурочка!

…Я надеюсь, что мы ещё будем с тобой жить. Не верю, что не дотяну до конца войны.

Я сейчас желал бы только одного: хоть бы один день побыть с тобой. Ты не можешь представить, как сильно скучаю по тебе… Весна  в полном разгаре. Природа очаровательная. Никак нельзя примириться с мыслью, что сейчас идёт война.

Передавай привет всем родным и знакомым. Пусть пишут все. Чего же они молчат?

Целую крепко! Твой Николай. Жду ответа».

20.05.43 г.

 «Здравствуй, милая Шурочка!

В последнее время я почти каждый день стал видеть тебя во сне… Вспоминаю сейчас довоенное время... Парк, кино, театр... А теперь – землянка, целыми сутками гул и рёв. Правда, и к этому уже привыкли, но всё же...

Пожить бы, как жили до войны… Об этом сейчас приходится только мечтать. Но и такое время настанет. Вот тогда заживём.

Будет сын – наша мечта, счастье и радость!

Жди меня! Верь, что будет время, когда мы будем вместе…»

24.06.1943 г.

 «Здравствуй, милая Шурочка!

Долгожданный час настал. Немцы отступают. В 30 км от меня Харьков. Бои гремят уже далеко на западе. Работаю я сейчас начальником оперативного отделения артдивизии. Работа очень интересная, но требует большого напряжения сил.

Ну, до свидания, милая! Желаю тебе и сыну всего наилучшего!»

  5.09.43 г.

В 1943 году у Николая и Шуры родился сын Валерий. Позже он стал военным, а затем и поэтом, издал немало книг, поэтическое содержание которых органично перекликается с тональностью фронтовых писем отца к матери.

О, как я жду конверт желанный,

Но день за днём письма всё нет.

И почтальон с улыбкой странной

Бросает: «Пишут вам ответ».

Вот как пишет о себе сам Валерий Тюряев в собственном сборнике стихов: «Родился я в центре России в старом русском городе Пенза в тяжёлом военном 1943 году. Семья отца, профессионального военного, не задерживалась подолгу на одном месте, менялись города, школы, друзья».

Родная сестра Николая Александровича Тюряева Александра – выпускница Куйбышевской военно-медицинской академии. С самого начала войны и до ее окончания –  полевой хирург, спасшая жизни тысячам и тысячам соотечественников, подполковник медицинской службы, награждена двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа». Воевала на Западном, Калининском, Южном, Кавказском, 1-м Украинском фронтах. Участник боев на Малой земле, освобождала Чехословакию.  

Высоких государственных наград была удостоена за спасение жизни раненых. После ожесточенных боев в госпиталь поступало столько раненых, что три хирурга медсанбата проводили операции безостановочно, столько, сколько могли выдержать... Дольше всех выстояла за операционным столом Саша Тюряева.

После войны Николай Александрович Тюряев окончил Военную Академию им. М. В. Фрунзе и продолжил службу в Вооруженных силах. Одно время он служил в Тирасполе в должности начальника артиллерии 59-й мотострелковой дивизии. Уже в мирное время у него родился ещё один сын – Юрий, который также стал кадровым военным. Внук, названный в честь деда Николаем, продолжил военную династию Тюряевых. Проходил службу  в легендарной 286-й гвардейской артиллерийской Пражской Краснознамённой  орденов Кутузова и Б. Хмельницкого бригаде, которая первой открыла огонь по фашистскому  Берлину, в той самой воинской части, которой командовал его дед.

 Потомки фронтовика-победителя с особым чувством рассказывают сегодня об одном из тысяч и тысяч боевых эпизодов военной биографии Н. А. Тюряева. Николай Александрович в качестве начальника штаба артиллерии 93-й стрелковой Харьковской дивизии участвовал в освобождении Венгрии. В ходе одного из боев Дебреценской операции разведчиками был обнаружен вражеский наблюдательный пункт. Фашисты расположили его на колокольне старинной базилики. Артиллеристы получили приказ уничтожить его. Понимая, что собор представляет историческую и культурную ценность, Николай Тюряев отменил этот приказ и вместе с группой бойцов ворвался в собор, где враги были уничтожены с использованием стрелкового оружия. Так исторический памятник был сохранен для Венгрии. За это Тюряев был отмечен высшей венгерской наградой – Орденом Знамени Венгерской Народной Республики 1-й степени.

Всего воинскому долгу, профессии «Родину защищать» Николай Александрович Тюряев отдал почти 36 лет жизни и был уволен в запас в 1974 году. По возвращении к постоянному месту жительства в Тирасполь первое, что сделал фронтовик, так это побывал на Мемориале Славы, где возложил цветы к братской могиле… 

Родственники депутата Верховного Совета Илоны Тюряевой также внесли свой вклад в разгром фашистской Германии. Дедушка – Буканов Константин Федорович – по окончании в 1941 г. медицинского института в г. Сталино (ныне Донецк), в начале 42-го был призван в Советскую Армию, где прослужил до 8 мая 1947 г. Сталинград – Варшава – Берлин. Таковы опорные географические точки победного пути солдата Великой Отечественной войны Буканова. Всю войну он спасал жизни сослуживцев. Эта черновая работа сродни подвигу на поле брани, когда им становились операционная и перевязочная. За участие в боевых действиях награжден правительственными наградами: орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина». В мирное время К. Ф. Буканов был заведующим городским отделом здравоохранения Тираспольского исполкома.  

Старший лейтенант медицинской службы Милица Константиновна Буканова – бабушка И. П. Тюряевой. В военном 41-м она окончила Молотовский медицинский институт. В конце 1942 г. мобилизована в ряды Советской Армии в качестве командира отделения санитарно-химической защиты, воевала штатным ординатором госпитального взвода при 88-м отдельном медицинском санитарном батальоне 8-й гвардейской армии 3-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. Наградой за подвиг самопожертвования и благородства стал орден Отечественной войны 2-й степени, а также медаль маршала Жукова.

Другой дедушка Илоны Петровны – подполковник Николай Яковлевич Хантиль – артиллерист, окончил Киевское артиллерийское училище. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны воевал на кораблях Онежской военной флотилии. За ратный труд награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Они, вместе с миллионами советских людей, выковали «одну на всех» Победу. За это мы им безмерно благодарны.