Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Приднестровье перестало быть социальным государством

05.10.2015

Председатель парламентского комитета по экономической политике, бюджету и финансам Олег Василатий описал ситуацию в экономике и оценил предпринимаемые попытки выхода из сложившегося кризисного положения:

«Ситуация в экономике, в финансовой сфере очень сложная. Кризис очевиден. Люди не получают полноценную зарплату, пенсии выплачиваются не в полном объеме. В Комитете по экономической политике, бюджету и финансам находится  целый блок инициатив антикризисного характера. Вдобавок к тем законопроектам, которые были приняты в весеннюю сессию, добавились новые, связанные с заморозкой тарифов и кредитными послаблениями для бюджетников и пенсионеров. Парламентарии Александр Коршунов и Виктор Гузун предлагают ввести для этих категорий граждан механизм взаимозачета: задолженность государства перед ними будет идти в счет оплаты коммунальных платежей. Кроме того, депутат Коршунов, учитывая вероятность того, что наши предприятия-экспортеры с 1 января 2016 года перестанут получать преференции на рынке ЕС, предложил ввести для них специальный налоговый режим. Альтернативная система предполагает взимание налогов на прибыль и на имущество юридических лиц вместо оборотного по своей сути налога на доходы. Еще одно антикризисное предложение связано с  освобождением от импортной таможенной пошлины ввозимых на территорию Приднестровья товаров, произведенных в Евросоюзе. Эта инициатива взаимосвязана с другим законопроектом того же пакета – «О налоге на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории стран Европейского союза». Данные инициативы находятся на рассмотрении профильного комитета. Помимо них, есть законопроекты президента, которые позиционируются как направленные на привлечение дополнительных средств в бюджет.

Очень серьезная инициатива связана с введением с будущего года акциза на производство табачных изделий. Приднестровье, наверное, единственное государство, в котором этих акцизов нет. В республике два предприятия имеют лицензию на этот вид деятельности. Цена вопроса – десятки миллионов рублей, которые придут в госказну. Около 20 миллионов в год бюджет получал бы в случае подписания президентом закона, позволяющего ввоз в республику автомобилей старше 10 лет. Несколько десятков миллионов рублей дал бы предлагаемый депутатами пересмотр смет органов государственной власти. Источником дополнительных средств могут быть законодательные изменения во взаимоотношениях с жилищно-коммунальными и другими предприятиями (в частности, энергетической сферы). Сформированный лично мной еще в марте месяце пакет предложений предполагал на тот момент поступление в бюджет 220 миллионов рублей. Положительных изменений с объемом налоговых поступлений можно ожидать, если работать напрямую с хозяйствующими субъектами, если дать им работать, поддержать их.

Еще один серьезный источник, средства которого помогут справиться с социально-экономическим кризисом, в котором находится республика, – банковская сфера. Мы уже не первый год говорим о том, что уровень обеспечения банковского сектора  непропорционально высок по сравнению с другими госструктурами. Смету центробанка надо пересмотреть. Кроме того, если относительно сотрудников ПРБ применить тот же механизм, что используется сегодня по отношению к бюджетникам и пенсионерам (сократить почти на треть их зарплаты), можно будет экономить не меньше 10 миллионов рублей.

Даст эффект и пересмотр механизма предоставления льгот силовым структурам. Мной подготовлена инициатива, которая предусматривает отмену практики финансирования таможенных органов по отдельной смете. Это такой же государственный орган, как и все остальные, а значит, он должен финансироваться из республиканского бюджета. Страны СНГ уже давно отказались от специальных фондов таможенных органов. Думаю, пришло время и Приднестровью пойти по этому пути».

Одним из дополнительных препятствий на законодательном пути к выходу из сложившейся ситуации Олег Василатий называет блокирование работы Верховного Совета:

«Весь комплекс мер, направленных на привлечение дополнительных средств и на эффективное перераспределение имеющихся, является основой работы нашего комитета. Но, к сожалению, рассмотреть их в рабочем режиме не удается из-за блокирования некоторыми депутатами работы пленарного заседания. Даже законопроект об офшорном сборе, о котором сегодня так много говорят как о панацее, мы не можем рассмотреть. Документ подготовлен комитетом к рассмотрению. Два чтения предполагают два пленарных заседания. Последний срок рассмотрения – 30 сентября. В ином случае, в соответствии с Конституцией, его нормы не смогут быть применены с 1 января 2016 года.  Однако в результате блокирования работы депутатского корпуса  мы физически не  успеем это сделать».

Глава профильного комитета выступает против работы в «пожарном» режиме и считает, что, увязнув в антикризисных решениях, управленцы не работают на перспективу:

«Вообще, что касается антикризисных мер, то мы о них почти четыре года только и слышим. Вспомните 2012 год: правительство предложило поднять на 70% тарифы на газ. В стране ожидался кризис. Предполагалось срочно провести модернизацию всех предприятий, с тем чтобы уменьшить энергоемкость нашей экономики. Что в итоге? Восемь месяцев простояли самые крупные предприятия. В 2013 году нас пугали подписанием соглашений между Молдовой и ЕС. Правительство попросило предоставить ему полномочия заключать индивидуальные соглашения с предприятиями. Они их получили. Каков результат? Еще один момент. Правительство и президент говорили, что ситуация выправится, если они будут иметь возможность работать по укрупненному бюджету. Год мы прожили вообще без бюджета, еще два – по укрупненным. Где результаты? Этот же вопрос напрашивается при анализе последствий принятия и других решений. Говорили, что, забрав льготы на проезд в общественном транспорте, сэкономим 15 миллионов рублей, а сократив 4 тысячи бюджетников, сохраним в казне 150 миллионов. Где эти деньги? Куда девается экономия от того, что люди переходят на получение российской пенсии? Куда деваются средства, полученные за счет повышения тарифов на ЖКХ и на содержание детей в дошкольных учреждениях? Ответов, к сожалению, нет.

Вообще, все антикризисные меры принимаются в пожарном режиме. Это реакция на раздражители. Нет эффективного управления. Нет механизма работы на перспективу. Депутаты его несколько лет назад предложили, но правительство проект Стратегии-2025 не поддержало. Им была предпринята попытка разработать свою программу – 2500, но где результаты ее реализации?»

Самая дискуссионная сегодня тема – предлагаемая правительством налоговая реформа. Олег Василатий уверен, что ажиотаж вокруг нее создается искусственно:

«Проект нового Налогового кодекса вызывает огромное количество вопросов. Идея реформирования обсуждается уже три года. Мы адресуем авторам много вопросов, но проблема в том, что они остаются без ответов и не учитываются при новых попытках реализовать планы по реформированию. У меня вообще складывается такое впечатление, что эти проекты вносятся не столько для реального проведения реформы, сколько для информационного шума. Суть очередной инициативы сводится, как и раньше, к увеличению налогообложения граждан. Введение новой системы приведет к росту цен. И это на фоне того, что у нас восемь месяцев простаивали предприятия (люди не получали в полном объеме  зарплату),  бюджетники работали на четырехдневке, на 30% урезаны доходы бюджетников и пенсионеров, выросли тарифы. На плечи этих людей хотят взвалить еще и уплату НДС? Сегодня наша внутренняя экономика дает 500 миллионов этого налога, а правительство в результате изменения налогового законодательства планирует получать миллиард. То есть, из карманов граждан вынут еще 500 миллионов?

Изучая проект кодекса, мы выяснили и другие вещи. Оказывается, все завозимое сырье и основные средства наших предприятий будут облагаться 18%-ным налогом. Сегодня и без этой меры наши экономические субъекты в сложнейшей ситуации, а что будет в случае введения этой нормы? Мы сегодня говорим о возможных проблемах 2016 года, связанных с тем, что ЕС заставит наши предприятия платить таможенные пошлины от 8% до 16%, а тут не Евросоюз, а собственное правительство вводит 18%-ный налог. Что станет с экономикой, которая еще не оправилась от роста тарифов на газ? Что будет с людьми, которые рискуют остаться без работы? Может быть, предполагается новый механизм социального обеспечения? Нет, нам предлагают ввести еще один муниципальный сбор в размере 100 рублей с каждого жителя республики и дополнительный социальный налог на всю экономику.

Я уверен, что реформа не подготовлена. Законодательные инициативы не увязываются с нормотворческой техникой. Нестыковка на нестыковке. Одна норма противоречит другой. Делаются ссылки на мнение международных экспертов. Мы работали с ними. Я, в частности, в 2011-м целый год проработал с российскими специалистами. Они, действительно, рекомендовали в качестве одного из механизмов развития экономики реформирование налоговой системы. Но, по их словам, для успешного внедрения новой налоговой системы необходимо предварительно провести целый ряд мероприятий в сфере ЖКХ, в областях, связанных с занятостью населения, с ростом доходов.  У нас же все наоборот. В результате всего, чтобы было сделано за последние годы, Приднестровье перестало быть социальным государством. И к этому предлагается добавить новое налоговое бремя. Естественно, мы с этим не согласны».

Документы, которые Комитет по экономической политике ждет, но пока, несмотря на требование закона,  не получил – это проекты бюджетов республики и Единого государственного фонда социального страхования на 2016–2018 годы:

«Эти документы должны были прийти в Верховный Совет до 10 сентября.  Почему нам важно рассмотреть их как можно раньше? В них устанавливаются размеры РУ МЗП и минимальной пенсии, которые служат основой для расчетов. Наша принципиальная позиция заключается в том, что эти показатели не должны быть уменьшены. Задача государства – сделать все возможное, чтобы платить в полном объеме зарплаты и пенсии. Но у нас есть подозрение, что предпринимаются попытки скрыть механизм установления этих расчетных уровней. Именно с этим связана разработка законопроекта, который предусматривает перенос даты внесения проекта бюджета с 10 сентября на 1 декабря. Что такое бюджет, все знают: каждая осень – это бюджетный процесс, в который вовлечены и Верховный Совет, и правительство, и местные органы власти. Денег в стране мало. Надо сделать так, чтобы они рационально работали. Практика показывает, что у нас с этим не все в порядке. Мы видим, что строится некое интеллектуальное освещение, ремонтируется дорожное полотно в местах, где такой ремонт не носит первоочередного характера, проводится покраска фасадов зданий в то время, как людям не хватает средств на приобретение элементарного, необходимого для жизни пакета товаров и услуг. Такие инициативы мы поддерживать не будем. Проект бюджета должен предоставляться вовремя. Наша задача – делать все, чтобы люди не потеряли свои доходы, чтобы они в полном объеме и своевременно получали честно заработанные средства».