Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Интервью Председателя Верховного Совета Евгения Шевчука журналистам телекомпании «НТН» (Украина)

01.03.2007
- Евгений Васильевич, недавно в Приднестровской Молдавской Республике был проведен референдум. Население определилось, какими будут следующие шаги?

В первую очередь граждане, проживающие здесь, подтвердили тот курс, который был взят и  ранее, еще в 90-х годах.  Будет продолжено строительство независимого суверенного государства.

- Буквально через пару дней будет отмечена не очень приятная дата. Это годовщина экономической блокады в Приднестровье, санкций, которые были введены, точнее новых таможенных правил  пересечения границы, которые вызвали неадекватную реакцию в политическом аспекте. Прошел год, какая ситуация здесь внутри, и как воспринимают Приднестровье извне? То есть, что-то поменялось за этот год со стороны Украины. Вот у нас поменялся парламент, как идет совместная работа?

- Режим, который был введен 3 марта прошлого года, не изменился, и он в полном объеме действует. Приднестровье как несло экономические убытки, так и несет сегодня. Экспортные операции все предприятия осуществляют через Республику Молдова. Это предопределяет дополнительные потери экономики Приднестровья в целом. Мы находимся в сложнейших экономических условиях, и уже довольно длительный период времени. Хочется отметить, что приднестровские граждане эту ситуацию воспринимают сложно, потому что Украина - страна гарант, страна - соседка в первую очередь.

Украина имеет серьезные исторические связи с Приднестровьем, и с учетом того, что сейчас происходит в самой Молдове и в Румынии непосредственно, какие интеграционные процессы там разворачиваются, многим гражданам непонятна позиция Украины именно по Приднестровью. Вот в этой ситуации мы, к сожалению, на сегодняшний день вынуждены обеспечивать условия функционирования экономики и условия функционирования бюджетной и внебюджетной сферы, которая обеспечивает социально незащищенные слои населения.

В этот период нам была оказана определенная помощь от общественных организаций и субъектов Российской Федерации. Эта помощь в первую очередь направлялась гражданам Российской Федерации. К сожалению, такой поддержки из Украины мы не получили, но я надеюсь, что это связано в первую очередь с теми процессами, которые проходят на Украине и с теми сложностями, которые там на сегодняшний день есть.

- Есть такая информация, что многие из граждан Молдовы сейчас массово пытаются регистрироваться в Румынии и при консульствах. Каким образом гипотетически возможно, что Молдова растворится в географическом поле? Возможен ли для Приднестровья тот вариант, который сейчас избирает Косово, проводя выборы за независимость? Вариант с Косово возможен ли в Приднестровье?

- То, что в нашей ситуации одним из катализаторов конфликта был фактор влияния прорумынских настроений в Молдове, а также влияние самой Румынии, – это уже история. Об этом говорили в Приднестровье в 90-91 годах, в 92-м, когда была война. Говорили о том, что рано или поздно интеграция эта состоится. Сейчас уже не косвенные, а прямые факты показывают, что интеграционные процессы происходят. Это и большое количество граждан Молдовы, которые получили румынское гражданство, это и огромное количество граждан Молдовы, которые прошли обучение в вузах и учебных заведениях в самой Румынии.

По нашим оценкам это от 2 до 3 тысяч студентов в год уже на протяжении 10-ти лет обучаются в Румынии. Это и та очередь на гражданство Румынии, которая по оценкам специалистов достигла более миллиона человек, и те действия, которые сама Румыния предпринимает, – все это подтверждает устремление объединить свои территории с учетом Бессарабии. Хотелось бы подчеркнуть, что мы надеемся, что соседнее государство, каковым на сегодняшний день является Украина, к которой мы относимся с уважением, уделит большее внимание тому, что сейчас происходит.

- Исторически так сложилось, что эти земли когда-то относились к территории Украины. Не рассматривается ли вопрос присоединить Приднестровье к Украине?

- Такие настроения у приднестровских граждан имеются, но дело в том, что некоторые действия органов государственной власти Украины фактически привели к тому, чтобы граждане в Приднестровье об этом особо и не думали. Потому что, естественно, если при помощи украинских ресурсов было оказано такое давление, люди потеряли работу, вынуждены были мигрировать, уменьшилось количество работающих предприятий, то идея объединения с Украиной естественно блекнет на фоне поддержки Российской Федерации своих граждан, проживающих на территории Приднестровья. И даже суть здесь не столько в поддержке, а суть больше в том, что Россия исходит из того, что необходимо уважать мнение граждан, проживающих здесь, и с учетом мнения этих граждан принимать соответствующие решения. К сожалению, в украинской позиции эти аргументы не были изложены столь четко, чтобы они были донесены гражданам ПМР.

- Каким сейчас стал Верховный Совет после выборов? Какое большинство преобладает, какой основной курс?

- Я думаю, что эксперты довольно-таки широко это освещали, и, наверняка, вам это известно. В нынешнем составе Верховного Совета находятся 43 депутата, что предопределено Конституцией.  Из 43-х  22 являются членами фракции «Обновление». То есть большинство членов парламента принадлежат одной из политической партий Приднестровья. Остальные депутаты принадлежат другим политическим партиям и общественным движениям. Я был депутатом и 3-го созыва, и что касается количественного состава моих однопартийцев, то, конечно, это количество возросло. Это говорит о том, что есть существенное доверие граждан ПМР к той идеологии, которую проводит партия «Обновление», и к тем принципам, которые она реализует в законотворческом процессе, работая в Верховном Совете. В прошлом созыве у нас было чуть-чуть более 10-ти, сейчас у нас уже 22 голоса, что позволяет принимать определенные решения с учетом тех проектов, которые генерируются и разрабатываются в наших партийных рядах.

- Инвестиционная привлекательность республики из-за блокадных действий как-то поменялась? Инвесторы идут к вам?

- Даже в блокадных условиях все законы экономики действуют и в Приднестровье. Естественно, когда есть политическая нестабильность, когда сложно с инфраструктурными связями, не функционирует в полном объеме железная дорога, сложности с финансовой системой, то, конечно же, привлекательность понижается, и мы это видим по тем статистическим показателям, которые мы отслеживаем по определенным периодам.

Объемы инвестиций падают, и падают значительно. В 2006 году мы отмечаем значительное падение инвестиций в основные фонды и естественно, что ситуация неопределенности отталкивает любые деньги, в том числе и инвестиции от региона. Поэтому те действия, которые были проведены украинскими органами власти в 2006 году, создали предпосылки к сложной социальной экономической ситуации для Приднестровья на ближайшие 3-5 лет. Потому что практически объемы инвестиций в капитальные вложения упали почти в 2 раза. Для нас это серьезная проблема, как и для любой страны, тем более для государства, которое является в международном плане непризнанным и которое вынуждено функционировать в более сложных условиях, чем функционируют международно-признанные субъекты права.

- Сейчас все-таки ведутся переговоры с Украиной, чтобы это пресловутое 112-е Постановление Правительства Украины поменять?

- Мы, конечно, обращались к представителям органов государственной власти Украины, чтобы режим был изменен, потому что у нас нет никаких сомнений по поводу возможности Украины самостоятельно эффективно обеспечивать контроль над перемещением товаров на территории или через территорию Украины, потому что, если вы помните, если мы взглянем немножко в историю, то одним из катализаторов необходимости этого режима были определенные клеветнические заявления Республики Молдова, что через эту границу производится неконтролируемая поставка оружия, наркотиков, торговля людьми и так далее.

Но, вместе с тем, все эти негативные явления, которые провозглашались, не были подкреплены фактами. Уже в результате мониторинга, даже осуществляемого структурами ЕС, которые показывают, что есть украинские пограничники и таможенники, и они могут самостоятельно осуществлять эффективный контроль над перемещением товаров и грузов. Поэтому уже после того, как прошел год действия такого контроля, открываются те цели и задачи, которые преследует Молдова, чтобы привлечь ЕС  и Украину на сторону  блокирования Приднестровья в целом.

Они предполагали через экономику достичь реализации своих политических задач, то есть, достичь того, что не удалось боевыми действиями, достичь при помощи и мощи ЕС  и Украины, экономически задавив Приднестровье и распространив свой экономический суверенитет на нашу территорию. Такой план не удался. Я думаю, что это и не удастся, но, вместе с тем, очень серьезные сложности созданы в первую очередь для проживания граждан здесь. Напоминаем, что среди приднестровских граждан очень много граждан Украины.

- Будет ли Приднестровье участвовать в переговорном процессе в так называемом формате 5+2?

Сегодня это не совсем  переговорный процесс, а формат политического совещания. Поэтому эксперты в рамках политического совещания проводили консультации,  и, вместе с тем, хочу отметить, что у нас с 2001 года вычерчивается определенная симптоматика. Молдова принимает в отношении нас какие-то блокадные действия, проходит какое-то время, они призывают нас за стол переговоров, потом тоже самое - садимся за стол переговоров, опять какие-то блокадные меры. 

Так нескончаемо не может происходить, потому что мы находимся с 2001 года в стадии активной дипломатической и экономической войны. В разных направлениях, в разное время более активно и с затуханием, и постоянно нас призывают за стол переговоров.  Поэтому мы уже имеем опыт, что даже когда мы соглашались совместно  работать в этих условиях с конституционной комиссией в 2003 году в рамках возможного написания проекта федеративного государства, в отношении нас проводились блокадные меры. И сейчас вновь есть призывы сесть за стол переговоров без провозглашения определенных принципов, которые должны быть заложены в основу переговоров.

Дело в том, что переговоры ради самих переговоров наверняка не интересны ни гражданам Молдовы, ни гражданам Приднестровья,  ни нашим уважаемым посредникам России и Украине. Нужны фундаментальные подвижки в позициях сторон для того, чтобы с учетом развития ситуации в Европе уметь договариваться между собой,  и с одной только целью - сделать все для того, чтобы функционировала экономика и люди могли жить лучше и в Молдове, и в Приднестровье. А для того, чтобы это сделать, нужно уважать мнение приднестровских представителей, молдавских представителей и мнение населения, проживающего по обе стороны Днестра.

Беседовал Сергей Осадчук