За 25-летнюю историю нашего государства референдумы стали неотъемлемой частью общественной жизни Приднестровья. Как пишет в своей книге ученый-историк, исследовавшая феномен приднестровской государственности, Анна Волкова, они являются актами величайшей гражданской ответственности, свидетельством непосредственного участия граждан в делах государственного строительства. Именно такие референдумы, инициатива проведения которых была поистине народной, привели к образованию ПМР.
Рыбница – первый приднестровский город, где в декабре 89-го люди высказались за образование ПМССР, затем волна референдумов прокатилась по всей республике. Март 1991-го – жители Приднестровья учувствуют в единственном всесоюзном голосовании о сохранении Советского Союза. В декабре заявляют о стремлении к независимости ПМР. Два референдума прошло в 1995-м. Голосовали за российское военное присутствие на территории республики, а чуть позже – за Конституцию республики и вступление в СНГ. Официально не состоялось, но 6 апреля 2003 года было организовано и проведено голосование по вопросу внесения изменений в Конституцию о праве частной собственности на землю. Участие в нем приняли меньше 40% приднестровцев.
31 марта 2006 года в Тирасполе во Дворце Республики состоялся VI съезд депутатов всех уровней ПМР. В нем приняли участие 660 делегатов. На форуме было принято решение о проведении республиканского референдума, который должен был определить стратегический курс развития нашего государства. Референдум состоялся 17 сентября 2006 года.
«Это седьмой всенародный референдум, прошедший в Приднестровье. Его значимость переоценить невозможно, потому что именно народ высказал свою волю. Референдум – это высшая форма демократии, когда люди говорят по самым важным вопросам жизни государства и общества. 17 сентября 2006 года в очередной раз приднестровцы высказались о том, что главный наш ориентир – это Россия. Ориентир во всех отношениях, начиная от духовной сферы, заканчивая правовым полем», – подчеркнула заместитель председателя Совещательного собрания первых депутатов Анна Волкова.
«В 90-м мы голосовали за сохраннее СССР, но так случилось – государство распалось. Поэтому встал вопрос о том, как быть дальше. И конечно, все понимали, что единственный наш друг, который всегда поддержит и поможет, – это РФ. Поэтому, мы, придя на референдум, проголосовали за то, чтобы быть вместе с Россией», – вспоминает член Совещательного собрания первых депутатов Виталий Глебов.
Некоторые международные наблюдатели опасались приезжать в Приднестровье, думая, что людей будут гнать на выборы «под дулами автоматов». Но впоследствии убедились: приднестровцы осознанно выбирали свою судьбу, в соответствии с демократическими процедурами, в ходе свободного волеизъявления. Голосование на всех избирательных участках проходило очень активно. Люди шли в приподнятом настроении, осознавая, что вершат судьбу своих детей и внуков, всего государства.
Хорошо помнит это день защитник Приднестровья, депутат Верховного Совета Вадим Кравчук: «17 сентября была хорошая, ясная погода. Весело и дружно на избирательные участки пришли почти все жители Рыбницы и проголосовали. Мы сделали свой выбор осознанно, потому что хорошо понимали, кто нам друг, а кто враг. В моей памяти, как и в памяти всех приднестровцев, остались страшные события 92-го года, когда Молдова захотела навести в Приднестровье “конституционный порядок”. Поэтому результаты референдума были предсказуемы».
На вопрос «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее присоединение к Российской Федерации?» положительно ответили 97,2% избирателей. На второй вопрос «Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?» утвердительный ответ дали 3,3% от общего числа голосовавших.