Сразу две ошибки в таком знакомом слове «тушенка». Вместо буквы «у» здесь латинская «Y». А русскую «ё» заменила «о». Впрочем, на качестве этой самой тушенки странная орфография никак не сказывалась. По воспоминаниям советских бойцов, у этих консервов было вполне достойное содержимое. Американскую тушенку, которую с 1942 года США по ленд-лизу поставляли в СССР, советские солдаты в шутку называли вторым фронтом. Теперь такая банка с неправильным написанием – один из экспонатов Тираспольского объединенного музея. Там работает выставка, приуроченная ко дню освобождения Тирасполя и Дню Победы.
У каждого экспоната своя история. Есть портсигар ручной работы с дарственной надписью «Комиссару Абакумову, 74 отдельная эксплуатационная дорожная рота». Его нашли в Парканах, только как он там оказался, до сих пор загадка. Владелец портсигара, музейщики это выяснили точно, погиб в 1944-м в Белоруссии.
Добрая половина артефактов времен Великой Отечественной прежде, чем оказаться в музее под стеклом, десятки лет провела в земле. Все это – находки поисковиков на днестровских плацдармах. Как только теплеет, они выходят в поля, где почти 80 лет назад шли бои.
«Есть у нас подписной портсигар, найденный в Кицканском лесу вместе с зажигалкой. Бойцы копали капонир под технику. Видимо, на перекур остановились. Боец на бруствер положил портсигар вместе с зажигалкой, кто-то потом лопатой махнул - так и засыпали. Портсигар подписан: «Юго-Западный фронт, Северский Донец, 43 год, на память Мише от Коли. 23 августа 1943 года. То есть, за год до этого подарил, через год он его потерял», - рассказал организатор выставки, научный сотрудник Тираспольского объединенного музея Владимир Майер.
И Мишу, и Колю по фамилии Котов Владимир Майер искал по всему 3-му Украинскому фронту. Бойца Михаила Котова нашли по архивам Минобороны России. Только служил он немного южнее места, где поисковики наткнулись на портсигар.
«Очень большие эмоции человека захлестывают, когда он может посмотреть определенные вещи быта: ложечки, чашечки, портсигар времен Великой Отечественной войны. Конечно, эти все вещи помогают нам воссоздать реальную картину, помогают нам понять мысли, чувства граждан Советского Союза, которые были готовы пожертвовать своей жизнью ради жизни будущих поколений», - считает депутат Верховного Совета по избирательному округу № 33 «Восточный» Виктор Гузун.
Обезвреженные патроны под стеклом на выставке - тоже с днестровских плацдармов. Некоторые из них нашли в районе Кицкан. К освобождению советские войска готовились несколько недель. Поэтому ближе к селам поисковики часто находят предметы быта красноармейцев. Ложки, например. Одна, больше похожая на небольшой черпак, еще образца царской армии. Среди других находок зубные щетки, бритвенные станки и пряжки от армейских ремней. У них тоже своя история.
«Одна пряжка, найденная на Кицканском плацдарме, самодельная, сделанная под немецкий ремень, с приклепанной звездой и с надписью «бей врага». Дата стоит 5 июля 43-го на внутренней стороне. То есть, боец в 1943 году сделал, а через год здесь потерял», - рассказывает Владимир Майер.
Еще пять пряжек с выставки в Тираспольском объединенном музее переделаны из немецких. Их поисковики тоже обнаружили на берегах Днестра. Советские солдаты затирали свастику и буквально выцарапывали звезду и пользовались.
«В городе Днестровске есть активные люди, которые очень этим увлекаются. С помощью металлоискателя находят различные действительно предметы времен Великой Отчественной войны и отдают в местный музей. Конечно, когда ты потом приходишь со своим маленьким ребенком, показываешь ему этот пистолет, рассказываешь о том, что в руках с этим пистолетом человек шел на врага, не имея ни бронежилета, ни другой какой-то защиты, это очень, конечно, запоминается», - считает депутат Верховного Совета по избирательному округу № 33 «Восточный» Виктор Гузун.