Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

То, что независимость Приднестровской Молдавской Республики надо признавать, мне кажется, очевидным

08.12.2006
Евгений Шевчук вручил Почетную Грамоту Верховного Совета депутату Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Константину Затулину. Российский коллега награжден за активную общественно-политическую деятельность и существенный вклад в отстаивание прав и свобод российских соотечественников за рубежом.

Константин Затулин прибыл в Приднестровье в качестве наблюдателя на выборы Президента ПМР. После протокольной съемки российский политик ответил на несколько вопросов пресс-службы Верховного Совета. 
 
- Константин Федорович, в последнее время эксперты-политики говорят о том, что Россия может признать независимость Южной Осетии и Абхазии, тогда как к Приднестровью будет применен совершенно иной подход. Как Вы это  прокомментируете?
- Выступая в Государственной Думе, при принятии заявлений по Абхазии и Южной Осетии я лично говорил о том, что, безусловно, нужно переосмысливать позицию не только по Абхазии и Осетии, но и Приднестровью, по Нагорному Карабаху, который  тоже необходимо упомянуть. В случае с Приднестровьем и тем более с Карабахом несколько иные обстоятельства. У нас нет общих границ с двумя этими государствами. Мы думаем о том, насколько наше признание в этой сложной ситуации вокруг Приднестровья, а сложность этой ситуации создает не только Молдова, но и остатки «оранжевых» в Киеве, не навредит вам. Абхазия и Южная Осетия непосредственно граничат с Российской Федерацией и в любом случае мы не допустим никакого силового варианта, реванша, никакого нового кровопролития. Там находятся достаточно дееспособные миротворческие силы.

Что касается Приднестровья, здесь ситуация сложнее. Нам все время приходится делать скидку или поправку на Украину. Мы надеемся, что развитие событий на Украине идет в нужном и правильном направлении. Мне кажется, что вот за этим исключением во всем остальном проблема Приднестровья по большому счету однотипна с проблемой Абхазии, Осетии, Карабаха и т.д.

- Последние заявления  российских политиков вновь возвращают нас к плану Козака, к возобновлению переговоров о федерализации. Не оцениваете ли Вы, что при таком раскладе у Приднестровья  шансов на независимость нет?
План Козака для своего времени, как мне кажется, был достаточно прогрессивным документом, и не вина Приднестровской Молдавской Республики, не вина Российской Федерации в том, что он был отвергнут. Хотя первоначально на него было дано согласие.  После этого у многих в России открылись глаза на эту проблему. Безусловно, сейчас сложно говорить о том, что возможно просто так второй раз «войти в реку». Прошел референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики. Это уже не первый референдум на этот счет, что тоже должно быть учтено. Во всяком случае, в Госдуме исходят из того, что, без учета волеизъявления Приднестровья, вопросы урегулирования не могут быть решены. Не исключаю, например, и того что, если, как мы надеемся, независимость Приднестровья будет признана, уже с позиции независимого государства возможны какие-то переговоры с Молдовой, о каких-либо формах существования в каком-то общем поле.

В конце концов, мы ведем переговоры довольно давно о едином экономическом пространстве с Белоруссией, с Казахстаном, с Украиной. Они были тоже заторможены не по нашей вине – из-за смены власти в Украине. Но в принципе переговоры различного рода возможны.

То, что независимость Приднестровской Молдавской Республики надо признавать, мне кажется, очевидным. 15 лет- это достаточный срок, чтобы убедиться в том, что люди здесь не собираются просто отказываться от своей идеи. Государство видит в них гарантию для себя, своих близких, детей. Мне кажется, это следует уважать  и признавать реальностью.