После снятия парламентариями своих поправок в Конституцию дискуссия, вызванная необходимостью усовершенствования последней, не затихла, а перешла на новый, более качественный уровень, т.е. ушла от угроз и предложений сделать друг другу "козу", и стала обсуждаться, как и должно, в режиме диалога. Хотелось бы тоже по мере возможности поучаствовать в этом разговоре.
(Бикамерализм – двухпалатная структура парламента (см. словарь иностранных слов.)
Одно из самых важных предложений, звучащих в эти дни, – изменение структуры парламента и создание двухпалатного органа под рабочим названием Государственное Собрание по прямой аналогии с Россией. Но прямой аналогии и у нас не получится – Россия является федеративным государством, а Приднестровье – унитарным (надеюсь, никому в голову не придет создавать на нашем клочке земли федерацию?)
Для справки. Признаки унитарного государства:
1. На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений, так как все административно-территориальные единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержатся принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенция главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти.
Но существуют исключения из правил. Например, Конституции Великобритании и Новой Зеландии. Там действует неписанная конституция. Ее предписание содержится не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).
2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющие подчинительный характер и не противоречащие Конституции и также центральным органам власти. Действия органов местного самоуправления напрямую подчинены главе государства, правительству, парламенту.
3. Однопалатный парламент. Действует в более чем половине государств Европы (Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др.). Но существуют и исключения: Франция, Испания, Италия, Польша и т.д.
4. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.
5. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
6. В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.
8. В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.
Как видим, аналогия с нашим государством полная. Сторонники идеи бикамерализма кивают на Европу и приводят примеры с такими странами, как Франция, Италия, Испания, Польша, имеющими двухпалатные парламенты. Можно, конечно, добавить еще и Румынию, но как-то не хочется.
На мой взгляд, все эти предложения не совсем применимы к нашей ситуации. Во-первых, Испания – конституционная монархия, а самое главное, что правительство в ней формирует парламент, которому оно полностью подотчетно. Во-вторых, Италия – ярко выраженная парламентская республика, президент избирается парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными Советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Никакой акт президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность. То есть с президентской республикой, на которую, по моему глубокому убеждению, в силу сложившихся обстоятельств мы просто обречены, нет ничего общего. К этому можно добавить, что и Испания, и Италия являются ярко выраженными регионалистскими государствами (регионалистское государство – своеобразная промежуточная форма, при которой унитарный строй сочетается с элементами федерализма). Понятно, что в наших условиях внешней непризнанности и внутренней дотационности большинства наших районов такую вольность мы себе позволить не можем. В Польше и Румынии правительство тоже подотчетно парламенту, правда, президент избирается всенародно. Единственное государство из вышеназванных, где существуют сильная президентская власть и прямые выборы президента, это Франция. Вот ее пример и имеет смысл рассмотреть подробнее в плане применимости к нашим реалиям.
Итак, Франция относится к типу так называемых децентрализованных унитарных государств. Разберемся для начала в терминах.
Децентрализованные государства – это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы. Чаще всего это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.
Централизованные государства – это государства, в которых властные функции на местах осуществляют только представители, назначенные центральными органами власти. Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений, принятых центральными органами управления.
Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.
Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.
Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности. Префект региона – высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префект представляет государство и выполняет три функции:
1) политические: представляет государство на всех официальных мероприятиях, информирует руководство обо всех местных событиях, а местное сообщество – о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять;
2) юридические: подписывает все контракты, заключаемые в регионе от имени государства с частными или юридическими лицами, представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными;
3) широкие полицейские функции.
Как видим, ничего общего с нашим главой администрации по своим правам префект не имеет, и все остальные вопросы решаются выборными органами и назначаемой ими выборной администрацией.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Приднестровье в силу объективных причин обречено быть централизованным унитарным государством. Унитаризм вызывается не прихотью, а удобствами осуществления своих функций государственной администрацией, он не увязывается с национально-этнической структурой населения, обладает способностью быстро принять решение и осуществить его. Поэтому, исходя из вышеизложенного, может, имеет смысл все-таки не рассматривать идею двухпалатного парламента, а остаться, как и прежде, с однопалатным. Тем более, что в Российской Федерации все субъекты имеют именно однопалатные представительные органы. Так зачем нам, с нашим количеством населения и "огромной" территорией, "забор городить" и "изобретать велосипед"? На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов мира было двухпалатным, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия), однако в настоящее время большинство парламентов – однопалатное. И не хотелось бы, исходя из мирового опыта, через короткий промежуток времени возвращаться к этому вопросу и опять менять Конституцию, сообразуясь с мировым опытом.
Вдобавок ко всему есть еще обстоятельство, которое нужно непременно принять во внимание. Это усложнение процедуры, разрастание бюрократического аппарата, неоправданное возрастание государственных расходов. И как результат – потеря Приднестровьем одного из преимуществ маленького государства. Я имею в виду оперативность принятия и имплементации необходимых законов.
С. ЛЕЩЕНКО,
председатель союза ветеранов спецназа "Днестр".
Источник: http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=13845